Чесноков (mohamour) wrote,
Чесноков
mohamour

Categories:

Нескучный лес (дневничок)

18 октября

За окном неспешно проплывают пустынные улицы вечерней Шатуры. Неожиданно резкое для середины октября похолодание разогнало всех по домам. Прогноз, конечно, предупреждал о небольшом минусе, но по факту мороз уже преодолел отметку -5 и явно не собирается на этом останавливаться. Не мудрено, что желающих выползать из дома при такой температуре немного. А мы-то что тут забыли в такое время в 90 км от дома? А мы едем в Лес.

Едем 8 лет спустя. Тот же состав, тот же неизменно бодрый настрой и ежеминутно нарастаемый азарт от участия в правильной авантюре. В этот раз вместо двух новеньких хардтейлов, у нас одни вмеру потрепанные Жигули, но со всем остальным полный порядок: и провианта в достатке, и навигация имеется, и даже предполагаемый маршрут тщательно изучен заранее. Хотя планы адаптировались под новые условия соответствующим способом -- выросли в геометрической прогрессии.

По дороге в очередной раз обсуждаем эпический вопрос "что заставляет?". 8 лет -- это совсем не мало. У кого-то за это время дети в школу пошли, а кто-то успел на кладбище переехать. Должно бы уже и попустить, ан нет -- все по-прежнему тянет учинить что-то подобное. Не иначе как прав Виктор Олегович про "указание, что из нас открывается не особо интересный вид и нужно улучшать сервис".



17 октября

Завтра выезжать в леса, а у нас тут самый что ни на есть настоящий снегопад! Выхватываемый светом фар стремительный поток снежинок, летящих в лобовое стекло неизменно очаровывает. Смотрю на него и понимаю, что всякое бывало, но в такую Мещеру мы еще не ездили точно! Жигули слегка волтузит по дороге. То ли вода там, то ли уже лед -- не поймешь, но от идеи с палаткой на завтра придется отказаться -- если даже и потеплеет, сырость и грязища в лесу будет такая, что лезть в нее расхочется.

27 сентября

Не успев вернуться из мещерских лесов и болот, я открыл Викимапию с Гуглокартой и принялся строить планы. В этот раз пасьянс складывался замечательно и у меня вырисовался прекрасный кольцевой маршрут. Я не был полностью уверен в его проходимости одной машиной, но было ощущение того, что в случае успешной реализации это поставит жирную логическую точку во всех недавних вылазках в те края.

Планируемый заезд состоял из двух примерно равных по километражу частей, первая из которых проходила по знакомой местности и которую я для себя назвал "по местам боевой славы". Намерение здесь было проследить свежим взглядом маршрут нашей первой поездки в Мещеру в июле 2006-го. Снова увидеть запомнившееся по дороге, посетить пропущенное и, возможно, открыть что-то новое. Без этой манящей пары процентов неизвестности теряется весь смысл. Во второй части таких процентов было гораздо больше и там основная цель была просто проехать, замкнув кольцо. Особых достопримечательностей на этом отрезке пути не предвиделось, но я был уверен, что скучать не придется даже если тупо таращится в окно всю дорогу.

Одна беда: грандиозный план с учетом разведки части маршрута явно требовал двух ходовых дней, которых пришлось бы ждать до ноябрьских праздников -- иначе никак. Но световой день и так короткий, да и погода за месяц с лишним может сильно испортиться, что не столько беспокоило само по себе, сколько степенью влияния на проходимость лесных дорог. Что делать? Ну... а отчего бы благородным донам не выехать в лес вечером субботы с тем, чтобы ранним утром воскресенья, не тратя время на сборы и шоссейные перегоны, выдвинуться на встречу прекрасному?

18 октября

На восточной окраине Шатуры совсем пустынно. Уличного освещения практически нет, лишь изредка вдоль дороги попадаются островки света возле какой-нибудь невнятного назначения коморки. В таком антураже подсвеченное изнутри тысячами огоньков здание Шатурской ГРЭС смотрится вдвое эффектней. Но фотографировать в темноте имеющимся оборудованием бесполезно. Едем дальше: Керва, затем призрачная Долгуша. Асфальт сменяется трясучим грейдером. И вот, наконец, Северная Грива. За ней начинается Лес.

В поселке ни души. Свет редких фонарей обозначает вокруг штабели бревен и громоздкую лесозаготовительную технику. Смотрится внушительно, но ни разу не умиротворяет. В лесу как-то уютней даже со скидкой на темноту. Дальнейшая дорога бескомпромиссно усеяна лужами через каждые 20 метров -- не объехать. Поглядывая на бортовой термометр, ныряю. И так все 3-4 километра до места ночевки. Как бы за ночь не примерзнуть после таких упражнений. По прогнозу-то ночью должно было быть -2, а тут на термометре уже -7.

19 октября

Сон автотуриста краток и тревожен. Ночевать в Жигулях мне приходилось и раньше, но в сооавторстве и посреди заснеженного леса -- впервые. В моем персональном рейтинге этот опыт занял почетное второе место с конца, сразу после вынужденного привала на импровизированной лежанке из досок, рюкзака и велосипедной рамы, устроенной в чьем-то сарае посреди затерянной в рязанских лесах деревни. Плюс еще эти знакомые каждому выезжающему из цивилизации автолюбителю мысли: не подведет ли агрегат? не упустил ли я чего из виду? И тому подобная паранойя, с которой не сразу справляется даже горячий ужин, холодная водка и свежий воздух.

Тем, кто еще не обзавелся Джетбойлом и сомневается, стоит ли он своих денег, смело заявляю, что радость от горячего чая, приготовленного за 5 минут при минусовой температуре "посреди нигде", как говорят на заднем полушарие, окупает потраченные средства с лихвой. Морозное утро моментально перестает быть угрюмым и можно смело выдвигаться в путь. Жигули не без труда сдергиваются с места -- сказались все-таки вчерашние лужи и ночной мороз. Термометр показывает 9 градусов ниже нуля -- бодро! Зато в противовес хмурой погоде последних нескольких дней, за верхушками высоченных сосен проглядывает чистейшее небо и образованный ими коридор дороги буквально залит лучами восходящего солнца [1]



Жигули сегодня -- ледокол и бодро, с грохотом ломают ледяную корку, периодически собирая ее фрагменты за подкрылки. Лужи попадаются глубокие и затяжные, но все с твердым песчаным дном и проблем не доставляют. Очень скоро добираемся до первой маршрутной точки, легкомысленно обозначенной мной на этапе планирования как "церковь ни о чем, посетить для галочки". Такое впечатление у меня сложилось при просмотре фотографий в сети. Традиционный кирпичный остов посреди зарослей. Но в реальности эффект совсем иной. Особенно, когда листва не скрадывает размеры внезапно появляющегося из-за поворота строения [2, 3]





Ну, чем не Чухлома? Мороз, солнце, леса да болота на многие километры вокруг, заброшенная церковь и запутанный лабиринт дорог впереди. Совсем не обязательно ехать для этого в дебри Костромской области. И главное вокруг -- ни души. Телефон, кстати, тоже не ловит, так что рассчитывать на спасение в случае чего не приходится. В остальном же cчитаю это большим плюсом.

Церковь эта на Викимапии названа самой загадочной и труднодоступной в Подмосковье. С последним можно согласиться. Не потому, что добраться до нее составляет серьезную проблему, а просто с такой степенью застройки и плотностью населения, как у нас в области, все остальные на ее фоне проигрывают. Что же до загадочности, то меня здесь заинтересовал вот такой вот крест, приставленный к стене рядом с другими, более привычными атрибутами веры. Если это не подростки в орков играли, то я даже не знаю, что предположить. Раньше такого нигде не видел [4]



Продолжив движение, моментально упираемся в заболоченный участок дороги, щедро размешанный чьими-то большими колесами. Решив, что копаться в ледяной жиже с самого утра не хочется, стал разворачиваться и... ушел одним колесом в безобидную на вид ямку, которая моментально раскопалась до той самой жижи. Что же, копать так копать! Застревать я не люблю, но выкапываться -- это совсем другое дело, это даже интересно. Небольшая утренняя гимнастика и передок вылезает из ямы, а затем по подложенным деревяшкам проскакивает через нее обратно на твердый грунт [5]



Возвращаемся и выбираем другое ответвление, благо их здесь столько, что глаза разбегаются. Объезжаем засадное место полукругом и вскоре оказываемся на поляне, где до середины прошлого века была деревня Курилово. Тишина вокруг, небо синее, солнце светит и в друг на одном из придорожных деревьев такое [6]



Вот что бы вы подумали, обнаружив подобное? То ли обряд кто-то проводил, то ли такой интересный мемориал выселенной деревне. Во всяком случае о народных традициях развешивать тряпичные куклы за шею на деревьях я никогда не слышал [7]



После Курилово немного мечемся в поисках доступной Жигулям дороги, более-менее совпадающей с запланированным треком. В итоге проезжаем еще одну бывшую деревню -- Баженово. Там есть пара интересных луж, которые оказываются глубже, чем выглядят, но в целом без происшествий. Далее дорога становится совсем хорошая, местами даже едем под 40. На больших джыпах с тракторными колесами наверняка можно и быстрее.

Добираемся до моста через Большую Ушму, который в свое время так нас поразил [8]



С другого ракурса хорошо видно, что собран он из очень интересных деталей: бетонной арки и железных труб [9]



На "трубах" сохранилась маркировка, позволяющая предполагать о совсем не мирном происхождении всех этих стройматериалов. В интернетах пишут, что мост построен военными в 2001-м году из хлама, оставшегося на близлежащем полигоне, который в свою очередь функционировал в 90-х годах прошлого столетия [10]



На сам полигон мы в этот раз заехали впервые. Смотреть тут особо не на что, но местность интересная: вся в искуственных насыпях, образующих ячейки правильной формы, внутри которых местами сохранились все те же бетонные арки и другие объекты. Причем, выглядят они не развалившимися до такого состояния, а скорее недостроенными. Вся территория (была) обильно обмотана колючкой, на которую очень легко налететь, находясь в краеведческом угаре [11]



Есть еще вот такое укрытие из одной комнаты на нескольких человек [12]



Но больше всего мне запомнился усеянный воронками и искореженным металлом котлован. По всей видимости, обычно он пребывает в более затопленном состоянии, но сейчас по дну вполне можно гулять. В воронках подо льдом видели рыбу [13]



Одно мне остается неяcным: если здесь взрывали ракеты, то откуда такое количество деревянных конструкций причудливых форм и почему их не разметало в процессе? Неужто разрабатывали древесные ракеты на торфяном двигателе? [14]



После осмотра полигона по плану значится Круглец. В этот раз интриги никакой: координаты известны, дорога отлично просматривается со спутника -- все просто. Но на этот случай я заранее предусмотрел альтернативный маршрут к базе, обходящий озера Круглец, Светец и Оленье по большой дуге с запада. Конечно, я не испытывал особых иллюзий по поводу шансов проехать там осенью на Жигулях и поэтому окрасил эту ветку маршрута в красный цвет, обозвав "Кольцом отваги" (слово "слабоумие" не уместилось бы на экране Гармина). Но посмотреть одним глазком, что там, надо обязательно. Тем более, что от полигона в ту сторону идет уверенная дорога.

Первые 2,5 км летим на всех парах, изображая ледокол пуще прежнего. Но такой проспект длится недолго. Вскоре основная дорога уходит южнее, а следом за ней и многочисленные следы. Прямо на запад поехали, похоже, одни квадрики. Как это обычно бывает в таких ситуациях, внезапно все резко меняется. Вроде только что беззаботно несся сквозь лес, а спустя мгновение ползешь на брюхе по узкой полоске тверди средь болот. Ох, не врут сказки про Иван-царевича!

Часто останавливаемся для осмотра и протаптывания подозрительных мест. Места чем дальше, тем подозрительнее. В таком режиме одолеваем еще почти 3 км. В один прекрасный момент меня стягивает в жижу, из которой сходу не выходит выбраться и въехать на горку с противоположной стороны. Ну, какая первая реакция в таких случаях? Конечно же сдать чуть назад и попробовать газануть посильнее, авось проскочит. Что я и делаю...

...где-то минуту спустя, стоя на твердом клочке земли понимаю, что еще никогда не был так близко к провалу. Отъехав назад, я копнул еще глубже. Судя по всему, лишь одним колесом, но машина продолжала сползать дальше в болотце, пока я подтыкал первую. Это было мгновение, ставшее вечностью. Второй раз за всю историю раскрутил мотор до красной зоны, но каким-то чудом вылез. После этого уже пришло понимание, что телефонной связи нет и до ближайшего трактора никак не менее 10 километров лесов и болот.

Дальше едем недолго -- осмотрев очередную засаду, решаем, что если уж и пробовать ее проезжать, то хотя бы с какой-то перспективой. Но дальнейший осмотр выявляет впереди совершенно несовместимые с Жигулями буераки и мы поворачиваем назад, пока еще есть где развернуться в 23 приема. На этом разведка Кольца отваги заканчивается. В продолжении уже никак не обошлось бы без слабоумия.

Последующая дорога до Круглеца ни чем не примечательна: десятки километров луж и песка. После напряженного часа, проведенного на Кольце это как раз то, что надо. По мере приближения к базе начинаем узнавать знакомые ориентиры: а помнишь вот тут баранки ели? а вот тут еще мимо проехали... ну мы и олени! надо ж было вон там сворачивать...

Впрочем, нет. По пути еще заехали посмотреть брод через Сеньгу. Не то, чтобы он сильно нужен был -- там все равно на противоположной стороне нормальной дороги нет -- но если кто вдруг будет планировать маршрут пожестче, имейте в виду. В точке 55°51'23.78"N 39°28'20.24"E (трек целиком в конце поста) сворачиваете на северо-восток и буквально метров через 20 видите такую картину [15]



Сам Круглец все такой же ни о чем, как и прежде. Он и тогда был ни о чем, просто до определенного момента служил Великой Целью. Всё потихоньку разваливается, но я думал, что будет хуже. Из видимых потерь -- всего одно здание. Вот эта груда на переднем плане в 2006-м еще стояла [16]



Настенная живопись пока еще угадывается, но надпись "Всегда начеку!" почти полностью выцвела (светло-голубая полоса на торце здания) [17]



На этом всё. На базе устраиваем запоздалый обед и преодолеваем последние 15 километров до свежепостроенной асфальтовой трассы Петушки - Крутово.

"А как же вторая часть и Грандиозный План?" - спросит внимательный читатель. К сожалению, всё это переносится на следующий год, т.к. первая часть вылилась в 75 километров не всегда простой дороги и заняла весь световой день (к асфальту выбрались уже в сумерках).



--
Архив с треками. 1-й от газпромовской заправки в Шатуре до места ночлега; 2-й -- от ночлега до выхода на асфальт в районе Крутово.

Древние отчеты о поездках, с которых все начиналось: феерический дебют с никаким результатом и более скромный, но результативный повтор. Сочинялось давно, поэтому стиль изложения и лексика специфическая, не обессудьте.
Tags: автопробег, комбайнёры, миклухо-маклай, отдел кадров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments