Чесноков (mohamour) wrote,
Чесноков
mohamour

Нескучный лес (дневничок)

18 октября

За окном неспешно проплывают пустынные улицы вечерней Шатуры. Неожиданно резкое для середины октября похолодание разогнало всех по домам. Прогноз, конечно, предупреждал о небольшом минусе, но по факту мороз уже преодолел отметку -5 и явно не собирается на этом останавливаться. Не мудрено, что желающих выползать из дома при такой температуре немного. А мы-то что тут забыли в такое время в 90 км от дома? А мы едем в Лес.

Едем 8 лет спустя. Тот же состав, тот же неизменно бодрый настрой и ежеминутно нарастаемый азарт от участия в правильной авантюре. В этот раз вместо двух новеньких хардтейлов, у нас одни вмеру потрепанные Жигули, но со всем остальным полный порядок: и провианта в достатке, и навигация имеется, и даже предполагаемый маршрут тщательно изучен заранее. Хотя планы адаптировались под новые условия соответствующим способом -- выросли в геометрической прогрессии.

По дороге в очередной раз обсуждаем эпический вопрос "что заставляет?". 8 лет -- это совсем не мало. У кого-то за это время дети в школу пошли, а кто-то успел на кладбище переехать. Должно бы уже и попустить, ан нет -- все по-прежнему тянет учинить что-то подобное. Не иначе как прав Виктор Олегович про "указание, что из нас открывается не особо интересный вид и нужно улучшать сервис".



17 октября

Завтра выезжать в леса, а у нас тут самый что ни на есть настоящий снегопад! Выхватываемый светом фар стремительный поток снежинок, летящих в лобовое стекло неизменно очаровывает. Смотрю на него и понимаю, что всякое бывало, но в такую Мещеру мы еще не ездили точно! Жигули слегка волтузит по дороге. То ли вода там, то ли уже лед -- не поймешь, но от идеи с палаткой на завтра придется отказаться -- если даже и потеплеет, сырость и грязища в лесу будет такая, что лезть в нее расхочется.

27 сентября

Не успев вернуться из мещерских лесов и болот, я открыл Викимапию с Гуглокартой и принялся строить планы. В этот раз пасьянс складывался замечательно и у меня вырисовался прекрасный кольцевой маршрут. Я не был полностью уверен в его проходимости одной машиной, но было ощущение того, что в случае успешной реализации это поставит жирную логическую точку во всех недавних вылазках в те края.

Планируемый заезд состоял из двух примерно равных по километражу частей, первая из которых проходила по знакомой местности и которую я для себя назвал "по местам боевой славы". Намерение здесь было проследить свежим взглядом маршрут нашей первой поездки в Мещеру в июле 2006-го. Снова увидеть запомнившееся по дороге, посетить пропущенное и, возможно, открыть что-то новое. Без этой манящей пары процентов неизвестности теряется весь смысл. Во второй части таких процентов было гораздо больше и там основная цель была просто проехать, замкнув кольцо. Особых достопримечательностей на этом отрезке пути не предвиделось, но я был уверен, что скучать не придется даже если тупо таращится в окно всю дорогу.

Одна беда: грандиозный план с учетом разведки части маршрута явно требовал двух ходовых дней, которых пришлось бы ждать до ноябрьских праздников -- иначе никак. Но световой день и так короткий, да и погода за месяц с лишним может сильно испортиться, что не столько беспокоило само по себе, сколько степенью влияния на проходимость лесных дорог. Что делать? Ну... а отчего бы благородным донам не выехать в лес вечером субботы с тем, чтобы ранним утром воскресенья, не тратя время на сборы и шоссейные перегоны, выдвинуться на встречу прекрасному?

18 октября

На восточной окраине Шатуры совсем пустынно. Уличного освещения практически нет, лишь изредка вдоль дороги попадаются островки света возле какой-нибудь невнятного назначения коморки. В таком антураже подсвеченное изнутри тысячами огоньков здание Шатурской ГРЭС смотрится вдвое эффектней. Но фотографировать в темноте имеющимся оборудованием бесполезно. Едем дальше: Керва, затем призрачная Долгуша. Асфальт сменяется трясучим грейдером. И вот, наконец, Северная Грива. За ней начинается Лес.

В поселке ни души. Свет редких фонарей обозначает вокруг штабели бревен и громоздкую лесозаготовительную технику. Смотрится внушительно, но ни разу не умиротворяет. В лесу как-то уютней даже со скидкой на темноту. Дальнейшая дорога бескомпромиссно усеяна лужами через каждые 20 метров -- не объехать. Поглядывая на бортовой термометр, ныряю. И так все 3-4 километра до места ночевки. Как бы за ночь не примерзнуть после таких упражнений. По прогнозу-то ночью должно было быть -2, а тут на термометре уже -7.

19 октября

Сон автотуриста краток и тревожен. Ночевать в Жигулях мне приходилось и раньше, но в сооавторстве и посреди заснеженного леса -- впервые. В моем персональном рейтинге этот опыт занял почетное второе место с конца, сразу после вынужденного привала на импровизированной лежанке из досок, рюкзака и велосипедной рамы, устроенной в чьем-то сарае посреди затерянной в рязанских лесах деревни. Плюс еще эти знакомые каждому выезжающему из цивилизации автолюбителю мысли: не подведет ли агрегат? не упустил ли я чего из виду? И тому подобная паранойя, с которой не сразу справляется даже горячий ужин, холодная водка и свежий воздух.

Тем, кто еще не обзавелся Джетбойлом и сомневается, стоит ли он своих денег, смело заявляю, что радость от горячего чая, приготовленного за 5 минут при минусовой температуре "посреди нигде", как говорят на заднем полушарие, окупает потраченные средства с лихвой. Морозное утро моментально перестает быть угрюмым и можно смело выдвигаться в путь. Жигули не без труда сдергиваются с места -- сказались все-таки вчерашние лужи и ночной мороз. Термометр показывает 9 градусов ниже нуля -- бодро! Зато в противовес хмурой погоде последних нескольких дней, за верхушками высоченных сосен проглядывает чистейшее небо и образованный ими коридор дороги буквально залит лучами восходящего солнца [1]



Жигули сегодня -- ледокол и бодро, с грохотом ломают ледяную корку, периодически собирая ее фрагменты за подкрылки. Лужи попадаются глубокие и затяжные, но все с твердым песчаным дном и проблем не доставляют. Очень скоро добираемся до первой маршрутной точки, легкомысленно обозначенной мной на этапе планирования как "церковь ни о чем, посетить для галочки". Такое впечатление у меня сложилось при просмотре фотографий в сети. Традиционный кирпичный остов посреди зарослей. Но в реальности эффект совсем иной. Особенно, когда листва не скрадывает размеры внезапно появляющегося из-за поворота строения [2, 3]





Ну, чем не Чухлома? Мороз, солнце, леса да болота на многие километры вокруг, заброшенная церковь и запутанный лабиринт дорог впереди. Совсем не обязательно ехать для этого в дебри Костромской области. И главное вокруг -- ни души. Телефон, кстати, тоже не ловит, так что рассчитывать на спасение в случае чего не приходится. В остальном же cчитаю это большим плюсом.

Церковь эта на Викимапии названа самой загадочной и труднодоступной в Подмосковье. С последним можно согласиться. Не потому, что добраться до нее составляет серьезную проблему, а просто с такой степенью застройки и плотностью населения, как у нас в области, все остальные на ее фоне проигрывают. Что же до загадочности, то меня здесь заинтересовал вот такой вот крест, приставленный к стене рядом с другими, более привычными атрибутами веры. Если это не подростки в орков играли, то я даже не знаю, что предположить. Раньше такого нигде не видел [4]



Продолжив движение, моментально упираемся в заболоченный участок дороги, щедро размешанный чьими-то большими колесами. Решив, что копаться в ледяной жиже с самого утра не хочется, стал разворачиваться и... ушел одним колесом в безобидную на вид ямку, которая моментально раскопалась до той самой жижи. Что же, копать так копать! Застревать я не люблю, но выкапываться -- это совсем другое дело, это даже интересно. Небольшая утренняя гимнастика и передок вылезает из ямы, а затем по подложенным деревяшкам проскакивает через нее обратно на твердый грунт [5]



Возвращаемся и выбираем другое ответвление, благо их здесь столько, что глаза разбегаются. Объезжаем засадное место полукругом и вскоре оказываемся на поляне, где до середины прошлого века была деревня Курилово. Тишина вокруг, небо синее, солнце светит и в друг на одном из придорожных деревьев такое [6]



Вот что бы вы подумали, обнаружив подобное? То ли обряд кто-то проводил, то ли такой интересный мемориал выселенной деревне. Во всяком случае о народных традициях развешивать тряпичные куклы за шею на деревьях я никогда не слышал [7]



После Курилово немного мечемся в поисках доступной Жигулям дороги, более-менее совпадающей с запланированным треком. В итоге проезжаем еще одну бывшую деревню -- Баженово. Там есть пара интересных луж, которые оказываются глубже, чем выглядят, но в целом без происшествий. Далее дорога становится совсем хорошая, местами даже едем под 40. На больших джыпах с тракторными колесами наверняка можно и быстрее.

Добираемся до моста через Большую Ушму, который в свое время так нас поразил [8]



С другого ракурса хорошо видно, что собран он из очень интересных деталей: бетонной арки и железных труб [9]



На "трубах" сохранилась маркировка, позволяющая предполагать о совсем не мирном происхождении всех этих стройматериалов. В интернетах пишут, что мост построен военными в 2001-м году из хлама, оставшегося на близлежащем полигоне, который в свою очередь функционировал в 90-х годах прошлого столетия [10]



На сам полигон мы в этот раз заехали впервые. Смотреть тут особо не на что, но местность интересная: вся в искуственных насыпях, образующих ячейки правильной формы, внутри которых местами сохранились все те же бетонные арки и другие объекты. Причем, выглядят они не развалившимися до такого состояния, а скорее недостроенными. Вся территория (была) обильно обмотана колючкой, на которую очень легко налететь, находясь в краеведческом угаре [11]



Есть еще вот такое укрытие из одной комнаты на нескольких человек [12]



Но больше всего мне запомнился усеянный воронками и искореженным металлом котлован. По всей видимости, обычно он пребывает в более затопленном состоянии, но сейчас по дну вполне можно гулять. В воронках подо льдом видели рыбу [13]



Одно мне остается неяcным: если здесь взрывали ракеты, то откуда такое количество деревянных конструкций причудливых форм и почему их не разметало в процессе? Неужто разрабатывали древесные ракеты на торфяном двигателе? [14]



После осмотра полигона по плану значится Круглец. В этот раз интриги никакой: координаты известны, дорога отлично просматривается со спутника -- все просто. Но на этот случай я заранее предусмотрел альтернативный маршрут к базе, обходящий озера Круглец, Светец и Оленье по большой дуге с запада. Конечно, я не испытывал особых иллюзий по поводу шансов проехать там осенью на Жигулях и поэтому окрасил эту ветку маршрута в красный цвет, обозвав "Кольцом отваги" (слово "слабоумие" не уместилось бы на экране Гармина). Но посмотреть одним глазком, что там, надо обязательно. Тем более, что от полигона в ту сторону идет уверенная дорога.

Первые 2,5 км летим на всех парах, изображая ледокол пуще прежнего. Но такой проспект длится недолго. Вскоре основная дорога уходит южнее, а следом за ней и многочисленные следы. Прямо на запад поехали, похоже, одни квадрики. Как это обычно бывает в таких ситуациях, внезапно все резко меняется. Вроде только что беззаботно несся сквозь лес, а спустя мгновение ползешь на брюхе по узкой полоске тверди средь болот. Ох, не врут сказки про Иван-царевича!

Часто останавливаемся для осмотра и протаптывания подозрительных мест. Места чем дальше, тем подозрительнее. В таком режиме одолеваем еще почти 3 км. В один прекрасный момент меня стягивает в жижу, из которой сходу не выходит выбраться и въехать на горку с противоположной стороны. Ну, какая первая реакция в таких случаях? Конечно же сдать чуть назад и попробовать газануть посильнее, авось проскочит. Что я и делаю...

...где-то минуту спустя, стоя на твердом клочке земли понимаю, что еще никогда не был так близко к провалу. Отъехав назад, я копнул еще глубже. Судя по всему, лишь одним колесом, но машина продолжала сползать дальше в болотце, пока я подтыкал первую. Это было мгновение, ставшее вечностью. Второй раз за всю историю раскрутил мотор до красной зоны, но каким-то чудом вылез. После этого уже пришло понимание, что телефонной связи нет и до ближайшего трактора никак не менее 10 километров лесов и болот.

Дальше едем недолго -- осмотрев очередную засаду, решаем, что если уж и пробовать ее проезжать, то хотя бы с какой-то перспективой. Но дальнейший осмотр выявляет впереди совершенно несовместимые с Жигулями буераки и мы поворачиваем назад, пока еще есть где развернуться в 23 приема. На этом разведка Кольца отваги заканчивается. В продолжении уже никак не обошлось бы без слабоумия.

Последующая дорога до Круглеца ни чем не примечательна: десятки километров луж и песка. После напряженного часа, проведенного на Кольце это как раз то, что надо. По мере приближения к базе начинаем узнавать знакомые ориентиры: а помнишь вот тут баранки ели? а вот тут еще мимо проехали... ну мы и олени! надо ж было вон там сворачивать...

Впрочем, нет. По пути еще заехали посмотреть брод через Сеньгу. Не то, чтобы он сильно нужен был -- там все равно на противоположной стороне нормальной дороги нет -- но если кто вдруг будет планировать маршрут пожестче, имейте в виду. В точке 55°51'23.78"N 39°28'20.24"E (трек целиком в конце поста) сворачиваете на северо-восток и буквально метров через 20 видите такую картину [15]



Сам Круглец все такой же ни о чем, как и прежде. Он и тогда был ни о чем, просто до определенного момента служил Великой Целью. Всё потихоньку разваливается, но я думал, что будет хуже. Из видимых потерь -- всего одно здание. Вот эта груда на переднем плане в 2006-м еще стояла [16]



Настенная живопись пока еще угадывается, но надпись "Всегда начеку!" почти полностью выцвела (светло-голубая полоса на торце здания) [17]



На этом всё. На базе устраиваем запоздалый обед и преодолеваем последние 15 километров до свежепостроенной асфальтовой трассы Петушки - Крутово.

"А как же вторая часть и Грандиозный План?" - спросит внимательный читатель. К сожалению, всё это переносится на следующий год, т.к. первая часть вылилась в 75 километров не всегда простой дороги и заняла весь световой день (к асфальту выбрались уже в сумерках).



--
Архив с треками. 1-й от газпромовской заправки в Шатуре до места ночлега; 2-й -- от ночлега до выхода на асфальт в районе Крутово.

Древние отчеты о поездках, с которых все начиналось: феерический дебют с никаким результатом и более скромный, но результативный повтор. Сочинялось давно, поэтому стиль изложения и лексика специфическая, не обессудьте.
Tags: автопробег, комбайнёры, миклухо-маклай, отдел кадров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments