Чесноков (mohamour) wrote,
Чесноков
mohamour

Categories:
  • Mood:

always awake

"Планировать жжот. А еще больше жжот после ахтунга реальности вспоминать, как планировали"
отрывок асечного лога


В прошлое воскресенье мы все-таки покорили Круглец. Что удивительно -- дорога до него настолько проста и ненапряжна, что я, проехав по ней дважды, вполне способен восстановить ее в памяти. То есть, при грамотном подходе, для достижения цели вовсе не нужно ломиться сквозь лес и тонуть в болотах. Главное -- соблюдайте регламент, товарищ Брежнев! -- все заранее продумать. Но мы не были бы мы, если б наши действия кардинально не расходились бы с планами... Эта поездка не стала исключением.

С кратким содержанием от baldahin можно ознакомиться здесь, ну а для наших постоянных читателей, как всегда, репорт в деталях...

Процесс планирования второго путешествия в Мещеру активно закипел дня за 3 до. В этот раз, для разнообразия, было принято решение проделать обратный маршрут: Жуковский -- Электроугли -- Петушки -- Круглец -- Северная Грива -- Шатура -- Хрипань -- Жуковский. Более того, мы решили сделать солидный запас по времени (т.к. воскресенье день предрабочий со всеми вытекающими) и выехать из Углей на 9-тичасовой электричке. Но для этого сначала надо было разведать нормальную дорогу туда, потому что повторять ЭТО как-то совсем не хотелось.

Сказано -- сделано. Вечер четверга был отдан под разведывательную поездку до Углей. Но неудачи в тот день преследовали нас одна за другой от самого подъезда. Это, в принципе, не причина, чтобы поворачивать назад, но времени было потеряно уйма и в результате разведывательная миссия превратилась в поиск наиболее короткой дороги домой по темноте из незнакомой местности. С маршрута мы сбились еще в Быково.

Фигня, повторно выдвигаемся в пятницу. Забиваем на Быково. Едем через хрипанский лес, вылезаем на каком-то сельском кладбище и дальше по дорогам, которых на карте почему-то нет, вполне успешно добираемся до Углей. Все это, как обычно, сопровождается кучей интереснейших событий и наблюдений, но сейчас не об этом. Главное -- что цель достигнута, время в пути и километраж установлены: ~1 ч. 40 мин; 24 км. Электричка в 9:03. А значит воскресный старт планируем на 7:20, с тем, чтобы спокойно доехать до станции, ну и на всякие неполадки запас оставить...

Свободное время рабочей субботы отдано под перелопачивание всевозможной информации по теме, как-то: история объекта, окружающая местность (в который уже раз), опыт других искателей и фотообзоры их поездок. В итоге, у автора этих строк и, по совместительству, главного штабного стратега, в голове образуется некоторого рода упорядоченность и можно даже сказать ясность мыслей. Ориентиры усвоены, подробнейшие карты и схемы найдены, предыдущий опыт учтен.

...Воскресенье начинается с жуткой головной боли, в начале 8-го. Состояние -- овощное, рюкзак с вечера не собран, провиант не заготовлен, а камрады уже ждут на Отдыхе... Зашибись. Мысленно съедаю пол-упаковки Хуленама, режу бутерброды, сваливаю все, что вспомнил в рюкзак и рву на Отдых. А там сидят велосипедисты и жутко скучают. Я -- весь в мыле, перевожу дух, они -- засиделись и готовь жечь вовсю. Время 7:55. Ну... снова Хуленам. Электричка в 9:03? Гавно-вопрос, успеем! Жжом в меру сил. Мне оно как-то вообще не жжотся, отстаю, да еще и голова тяжелая перевешивает... Дальше лесное ралли, калечимся понемногу, но вот и кладбище, а после него снова шоссе и тут только находи силы крутить педали. Настроения в массах упаднические -- страшно опаздываем, но никто особо не расслабляется. Перед Углями выдыхаюсь и начинаю сильно отставать, но вскоре замечаю, что впередиидущие что-то кричат и активно жестикулируют. Подъезжаю. Оказывается, у нас еще целых 7 минут до электрички! Второе дыхание, через нимагу. Вот она уже и железка. Пока скачем через рельсы подъезжает электричка. Оперативно влезаем на платформу и вписываемся в тамбур. Все! 7:55 -- 9:04. Ж\д ст. Отдых -- ж\д ст. Электроугли. 69 минут. Попробуйте повторить :Ъ

Да. Но найденные накануне и заботливо распечатанные карты со схемами я, естественно, забыл. Так что большая часть пресловутого планирования пошло насмарку.

В 11 уже на месте. Минуем мост через Клязьму и оказываемся на территории Леса. Немного едем по кромке, посещаем деревню Крутово, где обнаруживается церковь с очень красивым мостиком (см. цветные иллюстрации). Далее держим путь на юг, вглубь. Лес вокруг неестественно правильный -- искусственный, с ровными рядами из сосен. И сегодня как-то чрезмерно обитаем: то и дело натыкаемся на людей. Зато ехать приятно -- особого песка в этой части нет, крути себе и крути в удовольствие. Направление выбираем по интуиции и периодически по компасу, потому что по карте все равно без толку. Вскоре путь преграждает обширное болото. С третьего раза находим объездной путь и продолжаем движение на юг, юго-восток.

Как и в прошлый заезд, тычемся наугад, блуждая по одинаковым дорожкам и их развилкам. Мнения о нужном направлении постоянно расходятся и если б не компас, переросло бы оно все в полнейший балаган. Однако, боевой дух в норме: у нас солидный запас по времени и достаточно провианта для длительных поисков -- сгинуть-то уж точно не сгинем. И мы все-таки движемся к цели. Это ощущается. Не знаю точно как, "но чем-то задним чувствую" (ц). А местность активно поддерживает эту иллюзию: то ряды ровных сосенок со мхом -- по описаниям, прямо как в окрестностях базы; то низина с характерной растительностью -- одно из озер?; то тропинка, уходящая в заросли кустарника -- быть может, протоптали наши предшественники? Но все не то -- ориентиры не подтверждаются.

Приезжаем к очередной заболоченной низменности. Идти насквозь совсем не вариант -- там ни конца, ни края не видать. Три или четыре предполагаемых "объезда" заводят в тупик. Делать нечего -- возвращаемся. Пробуем последнее оставшееся перспективное направление и здесь нам везет больше. По дороге встречаем дедушку на монструозного вида трицикле с пневмоколесами (или как там это правильно называется), какие я лично видел только в счастливом детстве на страницах журнала "Моделист-Конструктор". Дедушка собирает чернику странным прибором, похожим на расческу. На вербальный контакт не идет. Видимо, достали его всяческие кэшеры и прочие туристы, типа нас. А может у него есть тема ездить в лес, с понтом чернику собирать, а на самом деле кусты причесывать, и недосуг ему перед всякими низшими существами палить свое важное занятие. Ну а может дедушка просто глуховат к старости стал...

А мы тем временем находим себя на еле заметной развилке, похоже, что на краю все того же болота. Но здесь в глубь его уходит вполне себе уверенная тропинка, которая может оказаться всего-лишь рыбацко-охотничьим подступом к воде, а может и бродом на другую сторону. Будучи крайне неравнодушным к болотным пейзажам, предлагаю ехать туда. И здесь просто сказка какая-то! Я не знаю, где еще сейчас можно такое увидеть: стоячая рыжеватая вода с кучей водорослей, усеянная кувшинками, кое-где растут небольшие деревца и кустарник, а посреди всего этого великолепия причудливым изгибом уложены "мостки" из бревен (см.). Переправляемся. Под ногами то и дело снует живность: в траве ползают ящерицы, вдоль берега плывет ужик, а при подходе к очередному бревенчатому мосту, с него скипнула какая-то крысообразная выдра. Чувствуешь себя пришельцем на чужой территории. Вот она -- настоящая природа, вот где жизнь кипит!

А на другой стороне нас ждет сюрприз -- мы выезжаем на памятную развилку с костром и пеньками, где в прошлой раз, вымотанные отсутствием влаги и одуревшие от бесконечного песка, устраивали привал. Ну, тут уже счастья вообще полные штаны, уверенно едем по знакомым местам, даже песок не особо напрягает. И по моим предположениям объект где-то уже совсем рядом и в прошлый раз мы его не нашли только потому, что было не до него. Так все и оказывается: чуть дальше инспектируем одно примечательное ответвление дороги и вскоре оказываемся на развилке, где кто-то заботливо соорудил указатель из березовых веток.

Еще чуть-чуть и мы на месте -- ошибки быть не может. Развороченный и разворованный военный городок на небольшой полянке среди солнечного соснового леса. Зрелище безрадостное и особо не впечатляющее. Главным образом потому, что уже слишком давно стало достоянием общественности: более 35 лет в запустении, 2-3 года на виду у всего РУнета и еще бог знает сколько времени на примете у вандалов. Сказывается здесь и расположение озер Круглец и Светец, дороги на которые проходят в непосредственной близости. Смотреть здесь действительно практически не на что: вынесено, поломано и изгажено буквально все, что только можно было. С корнями выдрана даже бывшая, по рассказам, 2 года назад металлическая лестница на второй этаж одного из зданий. И на фоне всего этого гордая надпись "Всегда начеку!". Очень втыкабельно... Теперь здесь "чекуют" ящерицы, которые настолько плотно заселили останки городка, что минут через 5 хождения по вечношевелящейся траве это уже начинает надоедать.

На объекте повстречали геокэшеров и среди них arvest'a, с чьего поста, собственно, все и закрутилось. Вот так вот бывает...

Вдоволь нагулявшись по развалинам объекта и лично убедившись, что ловить там абсолютно нечего, стали думать, как выбираться. Тем же путем назад ехать обламывало, поэтому после продолжительных метаний в окрестных зарослях двинулись к озеру Круглец и поползли сквозь кустарник вокруг него. То есть, конечно, особой необходимости в этом не было, но какой велотрип без продирания по лесу? Эта же нонсенс! Отпахав два километра по мхам и хлюпающим кочкам, вышли на более-менее нормальную лесную почву, а там -- черники хоть самосвалом вывози. И прямо под ногами, аж колесо некуда поставить, чтобы какой-нибудь кустик не раздавить. Устроили привал и наелись ягод, наплевав на вездесущих кровососов. А еще минут через несколько вышли на дорогу, которая очень скоро привела нас на берег другого озера -- Светец. Здесь, видимо, в лучшие времена был пункт какого-нибудь рыболовохотсоюза, а сейчас только сильно поросшие лесом деревянные строения, мусор, прохудившиеся лодки и УАЗ-головастик. К воде уходит деревянный настил, заканчивающийся перекошенной от времени пристанью. Мы не могли не закемпинговать в столь живописном месте!

А потом слегка заделились водичкой с хозяевами УАЗа и двинули в обратный путь. Помесили песок, помокли под дождем и в результате снова очутились в окрестностях разрушенной базы. Настроение к тому моменту потихоньку шло на спад -- пропал азарт, поэтому искать дорогу на Шатуру как-то расхотелось. Было принято решение вернуться домой тем же путем, что приехали. Дальше все без происшествий: насколько возможно проехали по старым ориентирам, а дальше без труда нашли по компасу дорогу на затерянное в лесу село Клязьминское и от него уже выехали к Петушкам.

Дальнейшее возвращение домой особого интереса не представляет, а вот что действительно заслуживает внимания, так это история круглецкой базы. Никаких официальных сведений на эту тему мне найти не удалось, поэтому нижеследующая информация будет моей выборкой с различных форумов и конференций, где так или иначе поднимался рассматриваемый вопрос.

Итак, удалось выяснить, что когда-то область между шатурским районом и Петушками была достаточно густо заселена. В лесу было множество деревень (что вполне подтверждается концентрацией урочищ на карте), жители которых промышляли охотой, рыбалкой, а также собирательством, ибо ягод и грибов в тех местах до сих пор в изобилии. Говорят, уже тогда здесь начинал развиваться действующий по сей день лесорубный промысел... Но в середине прошлого века в район пришли военные, всех выселили, а вымершие деревни снесли. Вот, похоже, и ответ на загадку с останками двух домов и костями.

Под какие цели была отведена столь обширная территория неизвестно, но большинство виденных мною мнений сходятся к тому, что здесь устроили танковый полигон, существовавший до конца 70-х годов, а сама база -- всего-лишь хранилище горюче-смазочных материалов. Якобы это даже подтверждается конструкцией и расположением зданий. Однако, непонятно тогда, с какой целью расписывать стены военного городка под ПВО-шную тематику: локаторы, самолеты и даже ракеты В-300 из знаменитого комплекса ПВО "Беркут" вышли из под руки неизвестного художника, служившего в танковой части? А этот лозунг "Всегда начеку!"? Вряд ли на полигоне и уж тем более танковом стали бы размещать такие надписи. Все указывает на то, что служившие здесь тем или иным способом пресекали вражеские поползновения.

Но тут снова нестыковка: на объекте нет ни стартовых позиций, ни шахт, ни вообще ничего. Нет даже характерных "полутораколейных" бетонок, по которым мог ли бы проехать самоходные пусковые установки. Хотя мне попадался отчет, автор которого убеждал, что странные ниши в лесу вокруг базы есть ни что иное, как укрытия для техники, упоминал какие-то "стартовые позиции" неподалеку и вообще видел гораздо больше рядового посетителя Круглеца. В том числе и железо-бетонный ДОТ километрах в 3-х от самой базы. Все это, безусловно очень интересно, тем более, что слухи о втором объекте в тех местах проскакивали и в других источниках...

В общем, все очень загадочно и интригующе. Есть повод совершить третий, более основательный, визит.

P.S. Если кто-то из читателей располагает сведениями по поводу сабжа или знает людей, располагающих ими, прошу отписаться об этом в каментах или телеграфировать любым доступным способом.


Фотоотчет

Мост через Клязьму Остатки деревянного моста Дорога на Крутово. В кадре диковинная птица
Крутовская церковь и путепровод к ней, где трое проклятых грешников чуть было не сорвали церемонию крещения
Лес навевает воспоминания о Джонни Кейдже
Болотце Такие следы встречаются и недалеко от Северной Гривы, и в нескольких километрах от Крутово. Не иначе, как дело лап пьяного медведя
Ну разве это не прекрасно? Ужик. Плывет Переправа через речку
Системная развилка (с) baldahin Юный натуралист Ксокса и его ручные животные
Полный Круглец
  Геокэшеры  
"Я жму на красную кнопку, и ввысь летят рокэты! Не зря в институте я ядерную физику учил!" (с)
     
     
"Сам генерал рисовал белой краской, на всех с подозреньем смотрел и опаской" (с)
- Пошел я, значит, в наше сельское удобство... ...только присел, смотрю -- а оттуда воттакенный небухаданазер лезет!... ...присмотрелся -- оказалось, это сосед Петрович сургуч собирает.
Обед на крыше ДМБ-79 Каждый день мы собираем отборную чернику в Мещерских лесах, чтобы подарить вам свежесть нового "Орбита" Лесные ягоды!
Озеро Круглец Озеро Светец
...оно же

Tags: альтернативно одаренные велосипедисты, миклухо-маклай, отдел кадров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments