Чесноков (mohamour) wrote,
Чесноков
mohamour

Category:
  • Music:

разговение

Солнечным апрельским деньком на тихую сельскую улочку где-то на берегу Волги въехали Жигули с полным салоном туристов. Несмотря на плотную загрузку, машина уверенно ползла по жидкой весенней дороге. Но за очередным поворотом ее поджидала совсем уж непролазная на вид, залитая водой и развороченная тракторами грязища. Жигули остановились, как бы в раздумьях – стоит ли вообще туда соваться? В салоне произошло некоторое шевеление. Постояв немного, машина осторожно поползла прямиком в устрашающую жижу.

Грязища все-таки оказалась слишком глубокой. Морда проползла, а груженный задок увяз в яме и помешал машине выбраться. Жигули замерли прямо посреди лужи. Вылезай, приехали!

Жигули под Калязином

Как главный комбайнёр, я полез первым. Жидкая вкусняшка чуть не доходила до дверей. Хорошо хоть накануне попросил Ызнта захватить болотные сапоги, на всякий случай. Кто бы мог подумать, что случай настанет так быстро.

Кое-как подгребаю в кроссовках к задней двери, влезаю на бампер, достаю сапоги и прыгаю обратно на сушу, переобуваться. На улице к тому моменту собираются местные жители, поглядеть на столичных идиотов. Ызнт, вылезая следом, советует им готовить камеры. Жители ответно советуют бежать за трактором – у нас тут, мол, вчера грузовик сидел, всем колхозом вытаскивали. Я тем временем уже меряю ногами лужу, пытаясь оценить размах бедствия. Еще надеюсь на чудо, но уже предвкушаю блуждания по селу в поисках более-менее трезвого тракториста, потому что выглядит все это совсем не обнадеживающе.

По ходу осмотра становится ясно, что назад точно выезжать бесполезно, а вот попробовать выползти вперед – можно, там не очень глубоко. Только надо выгрузить всех туристов из салона.

Пробуем. Вновь оживает двигатель, булькая затопленной выхлопной трубой. Ну, трогай, шеф! Восемьдесят лошадиных сил впрягаются спереди, еще две человечьих упираются сзади. Качаем раз, другой – вроде поддается. Третий – изо всех сил – и волшебная фраза на выдохе, которая всегда выручает... Поперло! И всего через мгновение агрегат победно выезжает на твердый грунт всеми четырьмя колесами. Не надо нам трактора -- мы сами на тракторе.

* * *

Так состоялось боевое крещение Жигулей под Калязином. В те края мы поехали посмотреть на телескоп радиоастрономической обсерватории и на знаменитую затопленную колокольню. Был там еще один интересный для посещения пункт, но по причине слабой теоретической подготовки накануне, приличной дороги к нему мы не нашли, а по неприличной пришлось бы снова издеваться над жигулевским мотором, сажая внутрь пять человек и надеяться, что грязь только выглядит страшной.

Собственно, коварная грязища попалась нам по дороге в Калязинский краеведческий музей, который в тот день был закрыт, потому что все нормальные люди были заняты лепкой куличей и покраской яиц. Но это особо не огорчило – места там очень живописные, несмотря на межсезонье.



От музея поехали посмотреть на телескоп. Местные подсказали, как ловчее к нему подобраться: с шоссе есть поворот на поселок Толстоухово и где-то на полпути будет ответвление к обсерватории. Дальше висит кирпич и нервировать охрану мы не поехали, тем более, что с перекрестка телескоп виден во всей красе, ближе все равно не подъехать.



Конструкция реально монструозная. Уж насколько поражает воображение затерянный под Фрязино радар...



...но этот еще здоровее. И если первый успешно скрывается в окружающей растительности, то второй величественно возвышается над лесом и виден за многие километры.



А вот и визитная карточка Калязина:


* * *

Стоило однажды начать -- и понеслась. На следующие выходные уже в другом составе, но все на тех же Жигулях, мы отправились месить грязь в 62-й регион.

Вообще, заезд в Рязанщину я планировал еще зимой и даже успел составить грандиозный (иначе и не бывает) маршрут с посещением кучи достопримечательностей. Но обстоятельства сложились иначе, поэтому воплотить задуманное удалось только на Первомай.

Дорога до Рязани известная -- год назад мы по ней уже катались до музея военной автомобильной техники. Правда тогда я ехал штурманом и думать не думал, что вскоре стану комбайнёром и уже через год поеду той же дорогой самостоятельно. А вот поди ж ты...

Помимо известных плюсов подобной прогрессии, нельзя не отметить и некоторые минусы. В частности, стал значительно меньше снимать, поскольку трудно одновременно рулить, думать за маршрут со всеми вытекающими и еще вертеть головой по сторонам в поисках прекрасного. Особенно, если дело близится к закату, а ты в этот момент находишься на раскисшей полевой грунтовке без малейших признаков цивильной дороги в радиусе нескольких километров, а до дома минимум 3 часа езды... Глаза, конечно, продолжают отмечать интересные кадры, но голова в целом занята совсем не тем. Поэтому фотоотчеты выходят довольно куцыми. Впрочем, присутствие на борту толкового второго пилота и особенно толковой бортпроводницы в таких заездах помогает на время отключиться от дороги и больше внимания уделять прекрасному.

* * *

Итак, в Рязань мы прибыли часам к 12, потому что автор, как это часто бывает перед ответственными поездками, напрочь все проспал. Здесь нам предстояло позавтракать, закупить шашлык (который я потом жарил дома на сковороде) и самое главное -- найти атлас, потому что ни ЖПСа, ни карты, ни компаса у нас с собой не было. Были только названия населенных пунктов, которые я когда-то наметил к посещению и примерное представление, где все это расположено относительно друг друга. В общем, все в лучших традициях.

Однако, со всем этим удалось разобраться довольно быстро: прямо на Московском шоссе, ближе к центру города расположен здоровенный торговый центр "Барс", где можно закупить все необходимое и неплохо поесть -- хозяйке на заметку. Фри-фло кафешка "Сковорода" на последнем этаже -- аналог московских Граблей и Му-Му. Тут же рядом нашелся книжный, а в нем -- "километровый" атлас Рязанской области всего за ~200 р. О большем и мечтать было нельзя. Атлас, что интересно, составлен в Новосибирске, а напечатан в Омске. Жаль, что покупался не в Воркуте.

Первым пунктом программы у нас был райцентр Старожилово. Здесь до наших дней сохранился диковинной архитектуры конный завод, который будучи вырванным из окружения, вполне мог бы послужить декорацией средневекового замка для боевичка класса Б. Если заведомо не знать, то так вот с ходу и не скажешь, что конезавод. Едешь себе едешь, вот справа какая-то застройка пошла интересная, прямо-таки из ряда вон на фоне всеобщего запустения... И тут внезапно кони, тысячи их!







Прогуливаясь по окрестности, мы очень скоро повстречали местного жителя на кобыле с прицепом. Житель, назовем его Аверьян Никанорович, с ходу предложил заснять процесс чистки зубов кобылой (т.е. как кобыла чистит зубы -- прим. ред.). После такого начала общение пошло в продуктивном русле. Не прошло и 5 минут, как мы оказались внутри прицепа и поехали кататься по округе. Сидячих мест, правда, оказалось всего три, а стоя ездить -- гаишники оштрафуют, поэтому катались по очереди. Ощущения от поездки необычные: сидишь высоко, обзор на все четыре стороны, как на балкон первого этажа вышел посидеть, только оно еще при этом едет. На ухабах кидает так, что только шапку придерживай, барин.



После еще зашли проведать Игнатия, который за прошедшее время заметно почернел:



Распрощавшись с Аверьяном Никанорычем и пообещав прислать ему отснятое, двинулись дальше. Чтобы попасть в следующий намеченный пункт -- поселок Перевлес -- надо было давать большого крюка, но существовал еще и другой вариант. Конечно же, гораздо более интересный и прямой. В атласе вариант был обозван дорогой без покрытия, "улучшенной грунтовой". Яндекс, кстати, тоже вполне уверенно ее рисует. "Ну, по такой-то точно проедем" решили мы и принялись искать нужный отворот с трассы. Однако отворот не находился. Вот по всем ориентирам все идеально сходится, а искомого отворота нет. В общем-то, с картами это обычное дело. В конце концов махнули рукой и поехали по асфальту.

Но отъехав с пару километров, я заметил съезд в какие-то совершенно непрезентабельные кусты. Атлас обозвал это дело проселочной дорогой, причем шла она перпендикулярно той самой, нужной, которую мы искали. Решили попробовать. Проехали метров 50 в глубь зарослей, развернулись и выехали обратно. Постояли немного. Не, ну все ж таки мы на тракторе -- без понтов в самом деле по асфальту в объезд лишние километры мотать, надо попробовать полем. А тут как раз из кустов выходит какая-то колхозница. Интересуемся у нее по поводу дороги. Колхозница говорит, что дороги как таковой нет, но можно точней спросить у мужиков вон там за углом. А потом добавляет, оценивающе глядя на Жигули: "А вы там вообще проедете?". Да хек его знает -- самим вот интересно.

Поехали. Начало было очень неплохим. Пробравшись по кустам, мы оказались на краю поля, слегка разжиженного прошедшими дождями. Дорвавшись до родной стихии, Жигули весело скользили, раскидывая по сторонам комки грязи. Похоже, это и есть та самая прямая дорога на Перевлес.

Какое-то время ехали строго по ориентирам, указанным на карте: вот овраг с ручейком, вот какая-то сиротливая рощица рядом с ним... Но чем дальше, тем сложнее было выбирать направление. То ли мы, увлекшись процессом, что-то напутали, то ли картографы, но в атласе никаких отворотов не зафиксировано, а тут развилки через каждые 500 метров. Накатанная колея постепенно сошла на нет, оставив после себя только намеки на то, что здесь кто-то когда-то ездил. Ну это ничего -- сейчас обновим, лишь бы не кончилась совсем.

Вот в стороне показалось несколько сельских домиков, но для нас направление явно неподходящее. Навигации, конечно, никакой и даже солнце из-за облаков не видать, но чем-то задним чувствую, что нам не туда. Продолжаем движение наугад. Дорога становится совсем малоезженной. В голову уже начинают закрадываться всякие высаживающие мысли, но поворачивать назад не хочется совсем.

Вскоре снова выбираемся на размытую дождями полевую дорогу с отчетливым следом сельхозтехники. И опять начинается слалом, но теперь уже более агрессивный -- приходится активно работать рулем, чтобы удержать машину на нужной траектории. Хорошо хоть поле здесь еще не вспахали и можно ехать по нему.

Постепенно спускаемся в низину, грязи становится больше, да еще и трактора постарались, превратив ее в полнейшее месиво. Некоторые участки форсируем на понижайке.

Через какое-то время путь преграждает куча неведомости. Выхожу посмотреть и уже по запаху понимаю, что это за такое. Возле кучи все залито водой и соваться туда совсем не хочется, да и непонятно, куда там дальше ехать -- вокруг ни души и построек никаких не видать. А дело, тем временем, близится к вечеру. На правильное направление уже немного пофик, выехать бы хоть куда-нибудь. Пришлось все же вернуться к последней развилке. На этот раз выбираем направление вдоль ЛЭПа -- это наверняка к жилью. Вот только грязища впереди виднеется жуткая.

Тут начинается самый напряженный участок пути. Поле справа уже распахано, по нему особо не поездишь. Можно было бы попытаться пробиться налево, к деревья и ехать вдоль них, но для этого пришлось бы перескочить через таких размеров тракторную колею, что даже смотреть в ее сторону не хочется. Остается пробиваться по менее глубокой, вдоль кромки поля. Дорожного просвета пока хватает, но из-за налипающей грязи едется с трудом. Жигули неистово волтузит, норовя развернуть поперек колеи. На повороты руля машина почти не реагирует и при этом постоянно скатывается в сторону устрашающей жижи. Время от времени приходится останавливаться, отъезжать назад, выравниваясь, и потом продолжать движение, пока опять не утащит в сторону или не развернет. Особо зловещие участки пару раз объезжал прямо по пашне, за что приношу свои извинения труженикам села -- извините, пацаны, был напуган.

Колеса к тому моменту окончательно превратились в слики из грязи и навоза. Пока ползем, но что будет дальше? И долго ли протянет агрегат в таких условиях? Моральный дух в кабине стремительно падает. Я и сам уже от усердия вспотел трижды, но отступать некуда.

Вот впереди показались какие-то сельскохозяйственные строения. Хоть какой-то намек на цивилизацию. Первая мысль: туда наверняка должна подходить более-менее приличная дорога. А вторая следом: мы сейчас по ней как раз и едем... Веря в лучшее, продолжаем ползти вперед, метр за метром.

И тут случается событие, которое из-за своей невероятности доходит не сразу. Потому что на горизонте, аккурат поперек нашей траектории, проезжает обыкновенная легковушка! Нормально так проезжает, километрах на тридцати, без скачков и виляний. Это может означать только одно -- там асфальт! Ликованию нет предела. Теперь-то по-любому не сгинем.

Но на выезде нас поджидает финальное испытание в виде скользкой горки с лужой у основания. Выходим перевести дух и осмотреться. Лужа вроде бы не глубокая -- проскочим, а вот склон вызывает опасения. В обычной ситуации -- ерундовое дело, но когда на колеса налипло такое...



Однако, вариантов объезда нет. Разгружаемся на одного человека, стартуем, легко проходим через лужу, въезжаем на горку и на мгновение почти зависаем на месте. Стрелка тахометра впервые в истории приближается к красной зоне. Вместе с этим приходит понимание, что машина все-таки потихоньку ползет вверх! В следующее мгновение колеса находят опору и вот мы уже на вершине -- все-таки выбрались! Накал страстей непередаваемый.

Каково же было наше удивление, когда проехав сотню-другую метров, мы увидели изящную колокольню храма в Перевлесе. Значит, не просто прорвались через поле, но еще и выехали в нужном направлении!







Храм сохранился в сравнительно неплохом виде. Похоже, что из него даже не делали подсобку. По крайней мере структура здания сохранена, а внутрь, судя по всему, периодически наведываются прихожане. Для обычного же туриста наиболее привлекательна колокольня, в которой сохранилась лестница, доходящая до среднего яруса. Оттуда отлично просматривается река Проня и окрестные деревушки.

Осмотрев церковь и выполнив тем самым половину запланированного, мы уже собрались было ехать домой, оставив другие достопримечательности на следующий раз, но по ходу дела выяснилось, что облагороженной дороги до трассы нет. Следующий час ушел на то, чтобы выбраться из Перевлеса -- это оказалось совсем не просто. Если б я точно не знал, что в той стороне М5 -- вряд ли вообще бы по такой дороге поехал. Но местные подтвердили направление и сомневаться не приходилось. В итоге преодолели этот участок без проблем, однако ездить по нему в межсезонье я бы все-таки не рекомендовал. Если, конечно, нет цели как следует помесить грязищу.

Мы же, вдоволь намесившись, взяли курс на Рязань и оттуда в родные края, гордо везя на себе ни один килограмм полей Старожиловского района. Разговелись хорошо.

ЗЫ: В процессе написания заметки, Ызнт прислал ссылку на такой хардкор, что мне как-то даже не по себе стало -- есть, есть еще таланты в нашем Отечестве!
Tags: автопробег, комбайнёры, миклухо-маклай, отдел кадров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments