Чесноков (mohamour) wrote,
Чесноков
mohamour

Categories:
  • Music:

Рубежи Ополья 2011

Процесс протаскивания автотранспорта в труднодоступные места с последующим (многочасовым) его оттуда извлечением – крайне занимателен, однако никогда не привлекал меня сам по себе.

Совсем другое дело, когда непролазная для обыкновенного транспорта местность таит в себе какие-нибудь реликтовые места. Здесь уже главное не победить все лужи, а побывать там, куда добираются немногие. Ради такого вполне можно взять отгул, отпахать за день несколько сот километров и забыть про привычную нам действительность на несколько дней.

Рубежи Ополья – это как раз такое мероприятие, с отрывом на несколько дней и полным погружением, где не надо ни с кем соревноваться и кому-то что-то доказывать, на которое стоит выбраться, чтобы резко ощутить контраст с офисными реалиями и прочей осточертевшей бытовухой.

Рубежи Ополья 2011

Один день уходит на сборы и дорогу. 350 километров в одну сторону + извечная предотъездная суета – этого вполне достаточно, чтобы под вечер с огромным удовольствием обнаружить себя на живописном берегу реки, вдали от больших городов, шума и духоты.


По прибытию экипаж регистрируют, выдают всякие плюшки и полезности. Из последних наиболее важны карта завтрашнего дня и роад-бук – буклет, в котором собрана вся полезная информация об окружающей местности.

Дальше можно ставить палатку, собирать мангал и вообще делать все, что душе угодно. Кто-то думает о завтрашнем маршруте, кто-то вытягивает погнутое крыло, а кто-то гоняется со штативом за бездуховными красотами уходящего дня. Например, за такими:


Утром экипажи, объединившись в команды по интересам и техническим возможностям, выезжают в поля. По одному ездить нельзя – в команде должно быть хотя бы две машины. Перед выездом дают жетон с номерком, как в гардеробе. По возвращению в лагерь жетон вешается на доску с перечнем команд, чтобы было понятно, кто уже балагурит у костра, а кто еще сражается с буераками в окрестных лесах.


Крайне желательно наличие CB-радиостанции, чтобы была возможность поддерживать связь. Ну и вообще оно в разы веселей, когда можно на ходу потрындеть о всяком с соседними экипажами. А еще веселей, когда беседуешь со штурманом вроде бы в оффлайне и тут вдруг в эфире: «Ребят, вы бы рацию выключили, а то надоело уже ваше ржание слушать».

В процессе колесения полная свобода действий: никаких обязательных к посещению чекпоинтов и вообще ничего такого. Но сам по себе процесс поиска пути, ориентирования на местности и преодоления сложных участков крайне увлекателен.

При этом, в соответствии с общим концептом, желательно все-таки ездить своим ходдом, а не на лебедке, иначе не увидишь и четверти из намеченных достопримечательностей. Район на карте охвачен довольно большой, за 2,5 дня объехать все нереально, но оно, в общем-то, и не нужно – каждый выбирает то, что ему больше по душе.

Тут на помощь приходят нанесенные на карту треки организаторов, разделенные по цветам, и роад-бук. Цвет трека примерно сообщает нам о состоянии дороги: зеленый – можно ехать на стандартном внедорожнике с обычной резиной, желтый – надо быть готовым к испытаниям на геометрическую проходимость и некоторое количество грязи, красный – на неподготовленной к серьезному бездорожью машине лучше не соваться. Роад-бук же помогает составить первичное впечатление о том, чем знаменательна та или иная точка и понять, стоит ли туда вообще ехать.

Во второй день все повторяется, только карту дают уже другую, с новыми точками.

Другие дороги

Признаться, в первый день мероприятия у меня случилось такое потрясение устоев, почти как во время первого выезда в город на учебной «четвёрке» в далеком 2002-м. Когда я только еле-еле умел трогаться с места, добрый инструктор посадил меня за руль и велел везти его и себя заодно до автодрома. Пока я ехал эти 4,5 километра по знакомым улицам, которые привык видеть глазами пешехода, меня распирало от мысли: «Вот это ж нифига себе -- я еду!»


Здесь ощущение очень похожее, потому что, периодически было трудно поверить в то, что видишь в лобовое стекло. И если бы не уверенно ползущая впереди точно такая же Шнива, у меня и мысли бы не пришло туда соваться. Речь здесь, прежде всего не про грязищу, а про саму дремучесть мест, через которые проходил наш маршрут.


Впрочем, в грязище мы тоже помесились ударно, несмотря на то, что погода стояла жаркая и сухая. И это лишний раз подтверждает известную истину про поросю. Причем события развивались в лучших традициях альтернативно-одаренных велосипедистов (см.): на ночь глядя, решили срезать дорогу к лагерю через лес, чтобы лишний раз не выезжать на асфальт. Ну и понеслась.

Сначала это была просто засохшая грязь с глубокой колеей, в которую главное не свалиться. Такие участки требуют много внимания, но в целом проходятся без проблем. Дальше дорога внезапно кончилась и некоторое время мы катались просто по направлению, придерживаясь чьей-то еле заметной в высокой траве колеи. Потом выбрались на какую-то заросшую тропу времен Царя Гороха и вскоре оказались в лесу.

Тем временем стемнело. Дорога – узенький коридор из нависающих с обеих сторон деревьев, причем нависают они порой так, что образуют тоннель. Местность низинная, под колесами грязь, однако, трасса организаторами классифицирована, как желтая, а следовательно, особо засадных мест быть не должно.

В нескольких километрах впереди на карте сделана пометка «очень злые ветки». Мы быстро поняли, почему. Причем до точки в тот момент еще предстояло пробиваться пару километров. Ветки действительно оказались злыми и неприятно скрежетали по бортам и крыше, будто бы не желая пускать нас дальше. Ехали и гадали, что же будет ТАМ, где установлена метка?

Но самое увлекательное началось, когда путь перегородили здоровенные лужи. Объехать негде – очень узко. В распор по колее не пойдешь по той же причине – никакой «обочины», куда можно было бы влезть одним колесом нет -- сразу начинается сплошная стена плотного кустарника. Тут пришел на выручку один из главных козырей Шнивы – ее вес. Зачастую такие места без проблем пролетаются с разгону.

Однако, одна из луж оказалась слишком длинной и глубокой. Сходу штурмовать не стали, решили соорудить настил, с тем, чтобы потом аккуратненько по нему проползти. Долго бегали по лесу с одни фонариком на четверых, пилили, таскали, складывали, машинально отмахиваясь от комаров. Дров натаскали – аж глаз радовался, как здорово получилось. Ну, сейчас проедем!

Через пару минут оставалось только недоуменно чесать в затылке, глядя на утопшую в жиже машину. Оказалось, что накиданные дрова не только не улучшили ситуацию, но и еще больше усугубили. Пришла пора одевать болотники, доставать лопату и разматывать лебедку.

Тем временем, в лагере по головам пересчитали вернувшиеся команды и потихоньку начали переживать. Мы кое-как телеграфировали им, что все нормально, мол, едем. Правда, ехали мы, в тот момент примерно по сантиметру в минуту. Но главное ведь ехали!

Несмотря на то, что все изрядно вымотались и проголодались, было очень весело. В первый же день мы отличились, вернувшись в лагерь в половине 4-го утра.


фото Ольги j-k


Команда

Прежде всего, здесь нужно сказать про штурмана. Участие в Ополье дало понять, что штурман – это не просто тот, кто указывает направление движения, а чуть ли не самый важный в команде человек. По крайней мере, устает он даже поболее водителя.


Хороший штурман почти никогда не сидит на месте. Мало того, что он должен продумать маршрут и сориентироваться на местности, зачастую ему приходится бегом разведывать дорогу за поворотом на очередной сомнительной развилке. А еще протаптывать и прощупывать особо заковыристые места, чтобы потом провести по ним машину. Выталкивать из лужи, в случае чего, тоже ему. Поэтому процесс преодоления сложных участков – это всегда слаженные командные действия.

В общем, штурман, по сути, объединяет в себе функции навигатора, перископа, передвижного семафора, парктроника, радио и еще имеет способность на короткое время высвобождать ~70 килограмм полной массы автомобиля, добавляя к восьмидесяти подкапотным лошадям одну человечью силу.

На все эти действия он расходует огромное количество маны, которую надо не забывать пополнять в изредка встречающихся по ходу продвижения населенных пунктах с ларьками. В отличии от водителя, штурман в процессе восстановления маны никак не ограничен – главное, чтобы в сон не срубало. Впрочем, как я уже писал выше, спать ему просто некогда.

А еще у штурмана есть возможность читать заботливо составленный организаторами роад-бук. Как следствие, о посещаемых достопримечательностях он знает гораздо больше водителя, который внезапно оказывается посреди какой-нибудь деревни, вылезает с ахуочумевшим взглядом перевести дух и некоторое время просто вращает глазами, соображая, куда это все побежали и пора ли уже расчехливать фотоаппарат.

Еще один немаловажный аспект в команде – примерно равная по своим возможностям техника. Так гораздо проще выбирать маршрут и согласовывать дальнейшие действия. Еще лучше, когда экипажей немного и вектор в голове у каждого из участников направлен приблизительно в одном направлении. Впрочем, последнее справедливо и для любого другого похода.


Достопримечательности

Поскольку в подобном мероприятие участвовал впервые, голова была занята совсем не тем и посещенные объекты по большей части прошли вторым планом. Все это, конечно, неправильно, и противоречит самой концепции, но так уж вышло.


Однако, меня порадовало, что понятие о достопримечательностях в большинстве случаев сходились с организаторскими. И надо отдать им должное – работа по прокатке трасс, поиску интересных объектов и сбору информации по ним проделана колоссальная. Не могу сказать, что что-то из увиденного сразило меня наповал, но некоторым местам однозначно хотелось бы уделить больше времени.


Обиднее всего, конечно, смотреть дома на свой трек и находить в непосредственной близости от него интереснейшие места, которые прошли мимо.

Жигули

Теперь о машине: как себя проявила, как пережила. Проявила хорошо, неоднократно удивляла. Садились всего дважды.

В первый раз выворачивал поперек лесовозной колеи, чуть не рассчитал траекторию и свалился в нее мордой – передок сел на мель, одно колесо повисло в воздухе. Мой косяк – не рассчитал траекторию. Пришлось довольно долго раскачивать машину туда-сюда, но самостоятельно выехать мы не успели – сзади подоспел отряд тяжеловесов и чтобы их не задерживать, меня чуть дернули назад.

Второй раз я засел на выезде из топкой лужи, откуда перед этим мы часа полтора увлеченно вытаскивали головную машину (см. выше про злые ветки). Однако, стоило Ызнту упереться сзади, как Жигуль выбрался на твердую землю – даже трос размотать не успели.


Определенно, вне асфальта Шнива в своей среде, оставаясь при этом все теми же Жигулями – компактными, относительно комфортными и простыми в управлении. Автовазу есть, чем гордиться. Но GM еще долго будет краснеть за качество сборки и комплектующих.

Впрочем, из поездки мы вернулись своим ходом и без видимых потерь, а это 975 километров, из которых как минимум 200 без асфальта и какого-либо приличного покрытия. Пару раз серьезно бился днищем, погнул штатную защиту, но жизненно важные органы не пострадали. Самый большой ущерб – эстетический: боевые шрамы от веток теперь тянутся по всему кузову. Но иначе никак: либо ездишь по асфальту чистый и красивый, либо слывешь гадким утенком, зато пробираешься там, где большинство и пешком не пойдет. Каждому свое.

Фотоальбом
Tags: автопробег, комбайнёры, миклухо-маклай, отдел кадров
Subscribe

  • Нескучный лес (дневничок)

    18 октября За окном неспешно проплывают пустынные улицы вечерней Шатуры. Неожиданно резкое для середины октября похолодание разогнало всех по…

  • Луна

  • Псковское турне (продолжение)

    В первой части этого повествования мы ознакомились с достопримечательностями Порхова и внезапно очутились в городе Остров. Далее по программе у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Нескучный лес (дневничок)

    18 октября За окном неспешно проплывают пустынные улицы вечерней Шатуры. Неожиданно резкое для середины октября похолодание разогнало всех по…

  • Луна

  • Псковское турне (продолжение)

    В первой части этого повествования мы ознакомились с достопримечательностями Порхова и внезапно очутились в городе Остров. Далее по программе у…