Чесноков (mohamour) wrote,
Чесноков
mohamour

Category:
  • Music:

Вытегорское турне (начало)

В конце июня внедорожный клуб «ТАМ в России» затеял полезное дело – субботник в двух заповедных местах на берегу Онежского озера. Участникам предлагалось посетить Муромский монастырь и знаменитый мыс Бесов нос. Места, надо заметить, сколь прекрасные, столь и труднодоступные. Именно поэтому на уборку мусора позвали владельцев подготовленных внедорожников – никак иначе по суше туда не добраться.

Узнав про намечающееся мероприятие меня охватило двоякое чувство. С одной стороны появилась реальная возможность снова вырваться в Карелию и побывать в таких местах, о которых до этого можно было только мечтать, разглядывая красочные картинки путеводителя. С другой же – несколько напрягали сжатые сроки: 12-14 часов за рулем до точки сбора, 2 дня активной деятельности и потом обратная дорога домой в ночи со всеми вытекающими. К тому же соваться на стоковых «Жигулях» в компанию подготовленных внедорожников автоматически означало становится обузой для всей группы.

Прикинув известную часть тела к носу, решили первую проблему недельным отпуском. А вторая отпала сама собой по мере заполнения списка участников. Во-первых, намечалась еще одна Шнива, а это сразу +3 к морали. Во-вторых, кто-то собрался ехать на Ниссан Навара, причем на обыкновенной шоссейной резине. Тут уже не то, что +3, тут все +10! Если уж этот двухтонный шарабан на лысых колесах проползет, то мы и подавно. На том и порешили.

Вытегорское турне (начало)

Кто, как и на чем в итоге ползал по грязи, а также про саму эко-акцию я расскажу в следующий раз, а пока про начало нашего путешествия.

Получив в свое распоряжение несколько свободных дней, мы решили выехать с хорошим запасом по времени, добраться до Вытегры и там в свое удовольствие покататься по достопримечательностям. Поездку ждали с нетерпением -- так далеко на север своим ходом мы еще не забирались. Вытегра была намечена к посещению в рамках прошлогоднего турне по Вологодчине, но позже мы отказались от этой идеи из-за слишком большого километража вкупе с коротким световым днем.

Для тех, кто уже слегка потерялся во всей этой географии: Вытегра -- город на северо-западе Вологодской области, в непосредственной близости от Онежского озера, через него проходит знаменитый Волго-Балтийский водный путь.

Вытегра

На север!

Начало путешествия вышло сумбурным и утомительным. Это в детстве ждешь заветного часа и кажется, что время еле ползет, а сейчас все чаще обнаруживаешь себя за пару дней до выезда совершенно неподготовленным и происходит это с неизменной внезапностью, хотя казалось бы...

Итак, вторая неделя июля. В городе жарко и душно, дороги повсюду перекрыты асфальтоукладчиками и прочей строительной техникой -- спешно латают дыры к МАКСу. В "Жигулях" еще, как назло, с утра снова сгорело реле, отвечающее за работу салонного вентилятора, что предвещало поездку без кондиционера. Собираем скромные пожитки, докупаем забытое и привычной уже дорогой едем мимо Ростова в Ярославль, и далее через Вологду к населенному пункту под названием Липин Бор. В феврале 2010-го это была самая северная точка нашего маршрута, после которой мы свернули на запад и далее через Белозерск и Углич вернулись домой (карта здесь).

БроневичокЪ в Липином Бору, февраль 2010

По дороге до Липиного Бора мы стояли в пробках, дышали гарью, страдали от жары, пару раз попадали под ливень, когда не видишь ничего дальше своего капота... Но стоило нам пересечь этот рубеж, как все само собой наладилось: дневная жара прошла, дожь остался где-то под Вологдой, дорога стала прямой и почти пустынной. Все это, а также ощущение от пребывания в новой, незнакомой местности не могло не сказаться на моральном духе экипажа самым лучшим образом.

Вскоре начали появляться характерные Карельские пейзажи: поросшие соснами холмы, с усеянными камнями склонами. Зависшее на лобовом стекле закатное солнце еще больше усиливало впечатление прекрасного. И вся картина в целом наглядно демонстрировала, ради чего все это затевалось. Именно ради того, чтобы снова оказаться в этих волшебных краях и напомнить себе, что помимо вездесущих железо-бетонных муравейников существует еще и другие, гораздо более привлекательные реалии. И подумать только -- еще с утра толкались у себя на районе, а спустя ~10 часов кручения колеса, нажимания трех педалей и перемещения одного рычага -- перед глазами вдруг такое! Новое и непривычное пока для меня ощущение телепортации, ради которого абсолютно точно стоило начать путешествовать на авто самостоятельно.

И еще мы с Ызнтом пришли к единогласному мнению, что многочисленные сложности долгих перегонов под конец дня начинают восприниматься, как нечто само собой разумеющееся и перестают досаждать, позволяя целиком переключиться на положительные стороны путешествия.

К слову, до Вытегры в первый день мы так и не доехали -- администратор единственной местной гостиницы сообщила нам по телефону, что мест на сегодня нет, зато любезно рассказала, где еще можно попробовать поискать ночлег. В итоге остановились в гостевом доме села Белоусово, всего в нескольких километрах от города. В добавок ко всему, на берегу Волго-Балта, рядом со стоянкой кораблей! Само место тихое и уютное, расположено в стороне от трассы на опушке леса. Ночью ничего не гремит, не ездит и не летает. Необходимые удобства присутствуют, еще и машину разрешили загнать во дворик и поставить прямо под окном. За все попросили по 400 р. с брата (в смысле, с каждого брата).

Затерянный в лесах

На следующий день первым делом решено было отыскать останки покоящегося в окрестных лесах штурмовика Ил-2. Задача оказалась нетривиальной. С первой попытки забрались в заросшее поле аж по капот.


Выехали обратно, попробовали другую отворотку, уперлись в дачные участки. Тут на помощь пришла местная жительница, которая подсказала, в каких кустах следует искать старую лесовозную дорогу. Впрочем, даже когда знаешь в какой стороне искать, ее там еще разглядеть надо. Прокрался по полю мимо чьего-то участка, переехал канаву, свернул в заросли кустарника и только тогда начинаешь угадывать очертания дороги. Моментально вспомнилось Ополье -- если бы не оно, мне б и в голову не пришло соваться в такие дебри.

Осторожно продвигаемся вглубь: Ызнт впереди на своих двоих, я следом на чужих четырех. Местность низинная, под колесами местами жидкая грязь, местами относительно сухое болотце. Вдобавок ко всему, достаточно глубокая для Жигулей колея. Судя по всему, рубилово здесь по сезону идет отменное. Но знойным июльским деньком, при наличии толкового штурмана и подключаемого режима «Сначала думаем» у пилота, проехать можно и на обычной Шниве.

Последние пару сотен метров идем пешком через лес – самолет, понятно, специально к дороге упасть целью не задавался. Впрочем, если б не вездесущие комары со слепнями, идти одно удовольствие. Таежный лес прекрасен: сосны, папоротники, мох – все зеленое и пушистое. Немедленно хочется все это великолепие сфотографировать и вообще остаться тут, побродить просто так часок-другой.

Вот, например, характерный пейзаж. Желто-зеленый ковер, занимающий большую часть снимка, насквозь пропитан водой, приходится либо прыгать по кочкам, либо проявлять чудеса эквилибристики:


И вот он, наконец, молчаливый свидетель событий более чем полувековой давности. Такие моменты раз за разом заставляют проецировать события давно ушедших дней на привычную реальность и, как всегда, это дается с большим трудом -- многое в голове никак не хочет укладываться. Однако ж, вот он перед нами, артефакт из прошлого. «Люлька» из 10-и миллиметровой брони -- все, что осталось от могучего летающего танка:




Шлюзы Волго-Балта

Далее к посещению был намечен водопад Падун. Чтобы добраться до него, надо было переправиться на другую сторону проходящего здесь Волго-Балта. Переправа организована по поворотному мосту, прямо через шлюз, поэтому приходится подолгу стоять в очереди, пропуская суда.


Однако, туристов вроде нас это обстоятельство не сильно огорчает, потому как есть возможность вблизи понаблюдать весь процесс. Причем, если с одной стороны стоит вахтерская будка и доступ к воде ограничен, то с обратной ничего такого нет, можно подойти к проплывающим мимо гигантам на расстояние вытянутой руки и занять лучшие места на раскаленном асфальте. Снимки позволяют оценить миллиметраж, на котором судно заходит в шлюз -- вот где настоящие мастера парковки!




Водопад Падун

К шлюзам мы еще вернемся, а пока про водопад. Добраться до него можно по вполне сносным песчаным грунтовкам. В нашей легенде они были обозваны "похуже, но покороче" и "получше, но подольше". Заинтригованные, мы проехались по обоим и можем сказать, что ни в расстоянии, ни в качестве дорожного покрытия сколько-нибудь значительной разницы заметить не удалось. Местами слой песка довольно глубокий, но это скорее засада для велосипедистов. Но вы же не собираетесь ехать в Карелию на велосипеде?

По дороге попался трогательный сельский пейзаж:


А вот и сам Падун. Слово "водопад" здесь, конечно, слегка притянуто за уши: во время прошлогоднего сплава мы с гораздо больших водопадов падали на рафтах. Ну а тут такой себе небольшой и совсем не страшный на вид порожек, при виде которого сразу же возникает желание затеять еще какой-нибудь сплав в лучших традициях:




Подступы к Падуну суровые даже летом, что здесь весной и осенью творится сложно представить -- склон такой крутизны, что по грязище проще, наверное, сразу на пузе съезжать. Зато выглядит очень эффектно, особенно сверху: пробираешься по лесу узкой тропинкой и вдруг -- обрыв и внизу шумит стремительный поток. Завидев такое сразу же возникает желание затеять еще какой-нибудь поход по склонам со стремительными потоками. А когда возвращаешься к машине и продолжаешь движение по пустынным грунтовкам среди лесов и полей -- сразу же возникает желание затеять еще какую-нибудь дальнюю поездку среди лесов и полей... Но свободных дней в году почему-то крайне мало и все эти желания друг с другом как-то плохо уживаются.

Вытегра. Музей "Подводная лодка Б-440"

Конечно, побывать в Вытегре и не посетить стоящую тут по приколу на приколе подлодку было никак нельзя.


Подводная лодка на фоне сельского пейзажа производит странное впечатление слона в посудной лавке. Но главное не в антураже, главное -- что можно зайти внутрь, залезть везде, куда сможешь протиснуться, подняться в рубку, выйти на палубу (или как оно у подлодки называется)... В общем, если внутри вас еще хоть немного живо любознательное дитя -- оно будет в восторге. Вот только график работы музея не самый удобный -- лучше ознакомиться заранее, дабы не приезжать впустую.








Снова шлюзы Волго-Балта

В самой Вытегре автомобильная переправа через Волго-Балт происходит по стационарному мосту, расположенному на приличной высоте над шлюзом. С него открывается отличный обзор на подходящие корабли, а если перебежать на другую сторону, то можно в подробностях наблюдать, как суда упаковываются в тесный "лифт".

Вот теплоход "Александр Радищев" подходит к шлюзу (если присмотреться, то в третьем окне слева на нижней палубе можно разглядеть Стерео, откупоривающего литровую бутылку "Русского классического" -- инфа 100%, я гарантирую это):


А вот он (в смысле, Радищев) уже в шлюзе, готов к подъему:


Весь этот процесс достаточно неторопливый и дожидаться его завершения я не стал -- время было уже вечернее, а нам предстояло еще определиться с местом ночевки.

Андом-гора

Место для ночлега мы запланировали прямо на одной из главных районных достопримечательностей -- Андом-горе. Надо сказать, что не одни мы такие умные -- весь берег Онежского на многие километры вокруг усеян отдыхающими с палатками. Покатавшись взад-вперед, нашли недоступную для пузотеров отворотку в поле, которая внезапно привела нас в виденное ранее на картинках живописнейшее место. Представьте себе... да вообще не надо ничего представлять -- прилагающиеся фотографии все расскажут лучше меня. Пляжи Вологодской области ждут вас:




Эта часть берега, вдобавок ко всему, оказалась еще и совершенно пустынной: сказывается не только плохой подъезд, но и неудобный спуск к воде по крутому песчано-глинистому склону (виден слева на первом из двух снимков выше), забраться на который без подключения привода на передние конечности проблематично. Однако, каково удовольствие оказаться на подобном персональном пляже! Опасения насчет холодной Онежской воды не оправдались -- дно здесь пологое, глубина у берега небольшая и вода отлично прогревается. Конечно, не как в этих ваших Грециях, но после дня катания по пыльным грунтовкам и беготни по лесу в полном обмундировании на тридцатиградусной жаре -- самое то.

А лагерь разбили на вершине обрыва. Прекрасный вид в начале поста -- как раз оттуда. Диковинное освещение происходит от оставшегося справа за кадром закатного солнца.

Вологодские Кижи

Утром следующего дня нам предстояло встретиться с подтягивающимися из столиц участниками эко-акции. Ожидая их прибытия, съездили до города, пополнили запасы продовольствия и бензина, после чего выдвинулись в сторону границы с Карелией, рассчитывая попутно посетить место, именуемое в народе Вологодскими Кижами.

На самом деле оно называется Саминский погост и представляет собой небольшое село, расположенное рядом с Медвежьегорской трассой, которое наверняка бы затерялось среди тысячи подобных, если бы не диковинная деревянная церковь Ильи Пророка. Гуглман подсказывает, что это единственная сохранившаяся в округе деревянная шатровая церковь, а также, что ее "основной объем - восьмерик на четверике". Что все это означает для меня загадка, но звучит очень круто -- не мог не скопипастить.

Дожившая до наших дней церковь недавно была отреставрирована и выглядит вполне бодро. Действительно, как будто одним глазом в Кижах оказался. Другой, некогда стоявшей рядом, повезло меньше и сейчас она покоится рядом бесформенной грудой древесины.




На этом первая часть нашего путешествия закончилась. Еще на выезде из Саминского погоста мы заприметили летящую мимо знакомую Шниву и вскоре догнали ее в условленном месте. Далее нам предстояло на сутки распрощаться с асфальтом и пробраться по болотной гати к берегу Онежского озера, где располагался первый ТАМовский лагерь.

Продолжение должно быть

Tags: автопробег, комбайнёры, миклухо-маклай, отдел кадров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments